Пользуешься - плати: о задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги и мерах, принимаемых для ее погашения
Обязанность по оплате ЖКУ возникает у собственника с момента регистрации права собственности, а у нанимателя - с момента заключения договора социального найма. Оплата должна производиться ежемесячно не позднее 10-го числа следующего месяца. Нарушение этого срока ведет к образованию просроченной задолженности.
На 1 ноября 2025 года общая сумма такой задолженности населения составила 1 миллиард 937 миллионов рублей. Эта сумма складывается из долгов за холодное водоснабжение и водоотведение, отопление и горячее водоснабжение, электроснабжение, жилищные услуги и обращение с твердыми коммунальными отходами.
Одним из цивилизованных способов погашения долга является реструктуризация - изменение условий и сроков платежа по соглашению. Это также позволяет должникам претендовать на субсидии.
Для предотвращения появления долгов активно развиваются цифровые сервисы. Жители могут оплачивать услуги через официальные порталы и личные кабинеты, которые также позволяют передавать показания и получать электронные квитанции. В Челябинской области пользуется популярностью пилотное мобильное приложение «Госуслуги Дом», объединяющее в себе функции оплаты, подачи заявок, участия в собраниях и контроля за капремонтом. Также доступны и другие системы: ГИС ЖКХ, «Система город», «MobiCash», «КУБ Директ», «Сбербанк Онлайн», отделения банков. В прежнем режиме принимают платежи кассы ООО «ЕРКЦ» и Почта России.
Своевременная оплата ЖКУ - это не только обязанность, но и вклад каждого в поддержание дома и городской инфраструктуры. Эти средства обеспечивают стабильную работу инженерных систем, качественное содержание общего имущества и накопление средств на капитальный ремонт.
«Все наши муниципальные ресурсоснабжающие организации работают на профессиональном уровне. У нас трудятся добросовестные специалисты и руководители. Их работа на сегодня выгодно отличается от многих территорий. Безусловно, иногда возникают внеплановые ситуации, но это неизбежная часть сложной работы жилищно-коммунального хозяйства. Однако ключевой проблемой остаются несвоевременные платежи или неоплата услуг. Именно дефицит финансовых ресурсов часто делает невозможным решение конкретных задач и реализацию важных проектов. Мы все хорошо понимаем простой принцип: приходя в магазин, мы не можем просто взять товар без оплаты. Независимо от наших желаний или обстоятельств, мы принимаем это как данность. Но почему-то в случае с коммунальными ресурсами иногда позволяем себе иное отношение - задержать платеж или не оплатить вовсе. Это напрямую влияет на качество предоставляемых услуг. При этом наши тарифы остаются весьма конкурентными как в масштабах области, так и в целом по стране. Ситуация в отрасли неплохая, но ее устойчивость зависит от ответственности каждого. Поэтому нам всем стоит четко усвоить: получив услугу, ее необходимо оплачивать. Это - базовая позиция сознательного гражданина», - подчеркнул глава города Сергей Бердников.









































