Юрий Баранчик @barantchik специально для Друида @wisedruidd
Недавно прочитал у кого-то либерального эксперта тезис о том, что, мол, надо снижать обороты борьбы с коррупцией, иначе система не выдержит. Силовики почувствуют "вкус крови" и их будет не остановить. Что хотелось бы сказать на этот счёт.
Во-первых, системная борьба с коррупцией только началась. При том, если раньше брали всех по мелочи, то последний год-полтора берут людей действительно серьёзных. Во-вторых, если система не выдержит серьёзной борьбы с коррупцией, то грош цена такой системе. Значит, она вся насквозь прогнила – сверху и донизу.
Эффективность такой системы госуправления стремится к нулю. А значит, и государство всё ближе к тому, чтобы не исполнять или плохо исполнять большинство из своих функций. Это чревато распадом самого государства. Не думаю, что мы достигли такой стадии разложения и распада.
Борьба с коррупцией является одним из критериев жизнеспособности самой системы управления, силового блока, да и всего государства в целом. И если борьба усиливается, а она усиливается, мы видим это по перечню принимаемых фигур и изымаемым суммам, значит, иммунитет на уровне государства работает. Система очищается – СВО помогла.
В-третьих, судя по тому, что творится в отдельных регионах и государственных структурах, это борьбу только надо усиливать. Потому что складывается ощущение, что наша земля такая плодородная, что куда не копни, тут же начнет бить струя нефти. Или газа. И громкость этой борьбы сдерживает не то, что мало коррупционеров, а то, что не по всем делам ещё дана отмашка.
В-четвёртых, недавно много писали о необходимости изъятия у бывшего замминистра обороны Тимура Иванова имущества на общую сумму в 1,2 млрд рублей, включая 24 земельных участка, 13 мотоциклов, 23 машины, 42 пары часов, драгоценности, антикварное оружие. Много. И список в любом случае не полный, даже с учётом всей недвижимости, т.к. не учитывает долей в бизнесах, самих бизнесов и того потока налички, который шёл от подшефных за крышу.
Но вот, например, дело бывшего заместителя председателя Заксобрания Челябинской области Константина Струкова. В его случае речь идёт об изъятии активов на сумму около 200 (!) млрд рублей. В доход государства обращены акции 15 предприятий, долей в которых от 100% до 1% владел сам К. Струков, его родственники и топ-менеджеры.
Или дело бывшего премьера Карачаево-Черкесии Владимира Кайшева, у которого арестовали активов почти на 42 млрд рублей (это ни много, ни мало 0,5 млрд долларов). В их числе агробизнес в Ставропольском крае, Пятигорский ипподром, портфель офисной и жилой недвижимости и около 70 участков земли.
Или дело экс-мэра Владивостока Владимира Николаева, имущество которого оценивается в 14,8 млрд. Или дело экс-главы Краснодарского краевого суда Александра Чернова, у которого арестовали активов около 10 млрд рублей. Кроме того, с ответчиков по делу взыскано 3,1 млрд рублей, полученных от реализации имущества, приобретённого незаконным путём. 1,2 млрд рублей найдены на счетах А. Чернова, его бывшей сожительницы, партнёра по бизнесу и его нынешней супруги. Можно продолжать и дальше.
Отмечу – это всё не слишком сильные регионы в экономическом плане, кроме Краснодарского края. Вместе с тем, понятно, что если такое возможно в Челябинской области, в далёкой российской провинции на Урале, в дотационной Карачаево-Черкесии, на Дальнем Востоке, то что говорить о землях более приближённых к центру страны или регионах-донорах?
В-пятых. Вопрос вызывает и деятельность правоохранительных органов – ведь понятно, что все эти активы, недвижимость и т.д. приобретались не за один год. Куда смотрели на протяжении многих лет? Или были в доле?
А ведь это всё суммы, которые могли бы пойти на развитие страны. Я не говорю даже про СВО, когда вся страна с миру по нитке собирала первые два года деньги нашим парням, или покупала дроны, антидроновые ружья и т.д., а тут люди просто в деньгах купались. Главное, чтобы это действительно была борьба с коррупцией, а не передел активов под предлогом борьбы с ней. Тогда будет толк.